III часть
Посмотреть презентацию к 3 части
Звучит музыка (Чунга – чанга) - короткий танец.
Я вернулся к вам, чтобы опять отправиться в увлекательное путешествие по Африке! Но сегодня я вам расскажу о том, как животные выживают в наших краях.
Садимся в поезд. Ту-ту поезд отправляется.
(Едем под музыку)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Ту-ту стоп, приехали!
-Куда мы попали? (джунгли).
-А вы знаете, что в джунглях есть животные, которые живут на земле и на деревьях?
-Что они должны уметь? (мнения детей)
Правильно, они должны свободно перемещаться в таком густом лесу, среди веток и лиан: должны уметь хорошо лазать по деревьям.
-А слон может жить в таком лесу? (нет)
-Почему?
- Может жираф сможет здесь обитать? (нет)
-Почему?
-Какие животные лазают и живут на деревьях? (обезьяны)
-Что вы знаете про обезьян? (рассказы 3-4 детей из личного опыта)
Великолепно! Очень интересные рассказы!
У меня для вас есть очень интересная игра «что не так!» (объясняю правила). Дети отвечают, поясняя свой выбор.
А у нас в джунглях, домом обезьян является не клетка, как в зоопарке, а крона деревьев. Перескакивая с ветки на ветку, с лианы на лиану, обезьяны используют цепкие лапы, а некоторые — и хвосты. В джунглях обитают и шимпанзе, и мартышки, и гориллы. Эти животные довольно лёгкие и перелетают с ветки на ветку, раскачиваясь и цепляясь гибкими передними лапами.
-Как вы думаете, чем обезьяны питаются? (растениями)
Обезьяны едят растительную пищу, в которой много воды. Так как она позволяет им утолять жажду. Это растения, травы, листья деревьев, орехи и фрукты.
-Как называются такие животные? (травоядные)
Самыми сильными из обезьян являются гориллы. Даже хищные животные боятся на него нападать. Для того, чтобы показать свою силу и власть он исполняет очень интересный ритуал: сначала слышится негромкое уханье, затем горилла начинает сильно вопить, послушайте как. Поднявшись на ноги и сгорбив плечи, горилла бьёт себя в грудь согнутыми ладонями. Разбежавшись на двух ногах, а затем опустившись на все четыре, животное с треском продирается сквозь кустарник, ломая всё на своем пути. В завершение горилла начинает стучать по земле ладонями. Несмотря на это горилла не причиняет никому вреда.
-Вы хотите исполнить такой ритуал?
-Какие еще обезьяны живут в джунглях? (шимпанзе и мартышки)
А вы знаете, что мартышек и шимпанзе называют умными, смышлеными обезьянами!
-Почему?
В джунглях они живут целыми группами, а вот сколько их в группе давайте посчитаем? (до 15обезьян). Когда шимпанзе чувствует опасность она начинает сильно кричать, послушайте как.
У нас в Африке эти обезьяны живут не только в лесу, но и дома. Они сами умеют держать ложку, вилку и кружку, умеют накрывать на стол, могут даже заниматься спортом, как люди. Здороваются, подавая руку и много другое.
А теперь давайте поиграем в игру «четвертый лишний» (объясняю правила) Дети отвечают, объясняя свой выбор.
Вы много узнали про обезьян, а кто – же еще из животных может жить в джунглях?
Послушайте внимательно загадку и узнаете!
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ: Леопард
Посмотрите на портрет леопарда, скажите какой он? (добрый или злой, милый или страшный и тд.)
-Как вы думаете, почему леопарда называют хищным животным? (питается мясом)
Вы знаете, что леопард охотиться на обезьян, диких свиней. Сначала из засады он подкрадывается к жертве, а затем догоняет ее мощными прыжками. Добычу обязательно затаскивает на дерево и защищает ее от других диких кошек.
-Как вы думаете, для чего леопарду пятнистый окрас?
(Защитный окрас зверя хорошо маскирует его. Даже опытные охотники не всегда могут его заметить. Выдает леопарда хвост, который всегда свисает с дерева, а когда зверь волнуется, кончик хвоста шевелится). Также встречаются совершенно чёрные леопарды — их называют пантерами. Давайте повторим!
-Какие животные еще чаще всего встречаются в джунглях?
-Посмотрите на картинку, какое животное спряталось? (крокодил)
Я вам прочитаю стихотворение про крокодила, а вы внимательно послушаете.
(под музыку)
Под палящим солнцем Африканским,
Среди зноя и густых лиан,
Речка диким джунглям дарит ласки,
А потом впадает в Океан.
В речке жил, не тужил,
Плавал, ползал, ел и пил
Маленький зелёный Крокодил.
Крокодилам хорошо живётся:
Плаваешь, ныряешь, коль не лень.
А потом развалишься на солнце -
И никаких забот на целый день.
Всех любил, не грубил,
Воду в речке не мутил
Маленький зелёный Крокодил.
-Скажите, в речке, в море или в океане живет крокодил? (в речке)
-Посмотрите на крокодила, какой он? Что у него есть?
Вы знаете, что у крокодила очень толстая крепкая кожа, похожая на чешую, а на спине, как панцирь.
-Что вы видите на спине? (небольшие выступы, бугорки)
-Для чего они нужны? (крокодил долго греется на солнце, а выступы позволяют ему долго сохранять тепло тела, даже когда он находятся в воде).
Крокодил питается животными, то есть это животное …(хищное)
Схватив свою жертву, он начинается крутиться в воде, чтобы животное ослабло. Но он быстро устает, поэтому останавливается, чтобы передохнуть. В это время жертва может вырваться, а если не получается освободится из острых клыков крокодила, то он опять начинает крутится в воде и в это время жертва погибает. Вот такой злой и опасный крокодил.
А сейчас давайте поиграем! («где спряталось животное»)
-Но у нас в Африке есть и очень красивые птицы, как они называются? (попугаи)
Попугаи бывают самые разные, их очень много видов, некоторые из них я вам покажу.
Это серый африканский попугай Жако. Повторите!
-А это Какаду, чем он отличается от Жако?
-Это Ара. Какой он, опишите его?
-Вы знаете, что попугаи бывают разного цвета? Посмотрите, какие цвета?
-У кого дома есть попугай? Расскажите!
-Какие вы молодцы! Много нового сегодня узнали?
А сейчас давайте поиграем! Я привез вам от своих братьев кроссворд, вы хотите его разгадать?
Тогда слушайте и смотрите внимательно!
1.Это что за
озорница
На лиане веселится?
На хвосте качается,
Скачет и кривляется? (Обезьяна)
2.Ой, смотрите, человек!
А на теле - чёрный мех.
Мы ошиблись, смотрит мило
Из кустов на нас ... (горилла)
3.Обезьяна словно в клетке
И цепляется за ветки
Что же это за крючок
Зацепился за сучок? (хвост)
4. Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (леопард)
5. Цвет у этой дикой кошки
Словно ночь у нас в окошке (пантера)
6. По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос он точно откусил (крокодил)
7. В клетке он один сидит
Сам с собою говорит
Ты
загадку отгадай
Это птица…(Попугай)
8. Говорливей не найду
Попугая …. (Какаду)
Ну вот вы и отгадали сложный кроссворд. А сейчас пора возвращаться домой, садимся в поезд. Ту-ту
(Едем под музыку)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Ту-ту стоп, приехали!
Вот вы и дома, вам понравилось наше путешествие?
Тогда, до скорых встреч!
IV часть
Посмотреть презентацию к 4 части
Звучит музыка (Чунга – чанга) - короткий танец.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по саванне. Вы знаете, какие там живут животные? (Дети перечисляют)
Хотите их увидеть?
Тогда садимся в поезд. Ту-ту отправляется.
(Едем под музыку)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Ту-ту стоп, приехали!
-Ребята, посмотрите, кто это? (животные, семейства кошачьих - игрушки)
Все эти животные принадлежат семейству кошачьих.
- Как вы думаете, почему так называют?
-Посмотрите, кто это? (домашняя кошка)
-Чем она отличается от льва, пантеры, гепарда? (живет дома, внешним видом)
-чем похожи? (строением, перечислить)
-Чем питаются все кошки? (мясом)
Правильно!
-Повторим. Как называется семейство? (семейство кошачьих)
Сейчас я загадаю про дикую кошку загадку, а вы отгадаете.
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - … (Лев)
Что вы знаете о львах?
Как называют льва? «Царём зверей».
-Посмотрите на морду льва? Какой он? (злой или добрый, смелый или трусливый и тд.)
-Чем отличается лев от львицы?
-Вы знаете, что львы живут прайдами?
-Что такое прайд? (это группа львов, в которую входят родственники львов и львиц, их львята)
-Чем питаются львы? (мясом)
-Как называют животных, которые питаются мясом? (хищные)
Львы охотятся на крупных копытных животных, таких как зебра, буйвол, жираф. Охотятся они целыми группами, в основном добывают пищу львицы, а львы охраняют свою территорию.
Для того, чтобы защитить львиц и детенышей от хищных животных, он ужасно ревет, послушайте как.
-Скажите, на кого охотятся львы? (зебра, буйвол, жираф)
-Кто добывает пищу? (львица)
В каких мультфильмах и кино вы встречали льва? (Ледниковый период, Король лев, Маугли, Каникулы Бонифация, Большое путешествие, Мадагаскар и др.)
Прекрасно!
А сейчас слушайте следующую загадку.
Горностай гордится мехом,
Барс – отвагою своей.
Кто своим прекрасным бегом
Удивляет всех зверей? (Гепард)
-Что вы знаете о гепардах?
-Посмотрите, какой он?
У гепарда очень гибкое тело, изогнутая спина, мощные лапы с большими когтями. Это позволяет ему быстро передвигаться. У нас в Африке гепард считается самым быстрым животным саванны. Длинный хвост служит в качестве руля - им можно быстро изменить направление бега, что бывает необходимо во время преследования жертвы.
Чаще всего гепарды охотится на газелей, антилоп, страусов. Для того, чтобы их обнаружить гепард влезает на деревья и с высоты обозревает саванну.
-Вы знаете, как гепард рычит? Послушайте и запоминайте.
-Как вы думаете, гепарды тоже живут прайдами? (живут группой – семьей)
-Почему гепард считается самым быстрым хищником Африки?
-Почему он быстро бегает?
-На кого охотятся гепарды?
Выполнение имитирующих движений под музыку "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова;
Прекрасно двигаетесь!
-А кто же это?
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый… (Слон)
Слон тоже относится к семейству кошачьих?
-Почему? Чем он отличается от кошки?
-Как вы думаете слон тоже хищное животное?
-Почему он не сможет поймать и съесть зебру как лев? (предположения детей)
Для того чтобы поймать крупное животное, охотник должен быть очень подвижным, у него должны быть острые когти и огромные клыки. А у слона все это есть?
-Для чего слону хобот?
Слон предпочитает питаться листьями, которые срывает с веток хоботом. Случается, что он валит целое дерево на землю, чтобы достать пищу. С помощью хобота он обливает себя водой.
Слон очень любит воду и при первой возможности залезает в водоем, чтобы освежиться. Он прекрасно плавает. Слонятам хобот нужен для того, чтобы держаться за хвостик слонихи.
-Для чего слону такие большие уши?
В саванне очень жарко и чтобы охладиться слон обмахивается огромными ушами.
- Как слон защищается от диких животных?
С помощью бивней.
-Скажите, в каком мультфильме вы встречали слона? (Мама для мамонтенка, Маугли, 38 попугаев, Хортон и др.)
-Какие звуки издает слон? Слушайте внимательно!
Все запомнили?
(Звук жирафа)
Что это?
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный.
Только это кран живой
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам: …. (Жираф)
Посмотрите, какое необычное животное обитает у нас в Африке!
-Опишите жирафа, какой он? (описание по частям тела, затем по характеру)
-Чем питаются жирафы?
-Как вы думаете, для чего жирафу длинная шея?
Длинная шея помогает им доставать листья с деревьев.
-Для чего жирафу такие длинные ноги?
Чтобы быстро бегать, потому что это единственное средство защиты от хищных животных.
Молодцы, все знаете!
-А что это за животное? (определяют по звукам)
- Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая
Тетрадка в линейку! (Зебра)
-Что вы знаете о зебре?
-На кого похожа зебра? (лошадь)
Посмотрите, какая она? (забавная, смешная…)
-Как зебра защищается от хищных животных?
Убегает или защищается с помощью копыт и зубов.
А теперь поиграем!
Игра называется «Один лишний». (дети отвечают, поясняя ответ)
Игра «Угадай животное по звуку» (лев, зебра, гепард, леопард, попугай, слон, горилла, мартышка)
Великолепно! Вы все знаете. А сейчас пора возвращаться домой. Садимся в поезд.
Ту-ту отправляется.
(Едем под музыку)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Вот вы и прибыли домой, а теперь пора прощаться. До скорых встреч!
Разработала: заместитель заведующей
по учебно – воспитательной работе
Ваганова Василиса Владимировна